udoba.org. Конструктор и хостинг открытых образовательных ресурсов на базе H5P и ЭБС ELiS

Расскажите о бизнесе, которому помогает сайт

Бизнес по продаже программы (продукта) электронной библиотеки ELiS (https://lib.elibsystem.ru)

Какие цели и задачи ставились перед сайтом?

Цель: увеличение продаж ELiS. 
Задачи: 

  1. Публичный пример возможностей ELiS и конструктора ЭОР H5P (ранее возможности не на чем было публично показывать);
  2. Лидогенерация (реклама ELiS на сервисе УДОБА для зарегистрированных пользователей);
  3. Развитие личного бренда (для завязывания коммуникации лучше владеть популярным публичным сервисом);
  4. Владение популярным образовательным сервисом;
  5. Сбор "цифровых следов" для возможного анализа в будущем, возможность обкатки гипотез по учебной аналитике на образовательном сервисе с трафиком;
  6. При достаточно большом трафике возможна монетизация непосредственно сервиса.

Как достигались цели, поставленные перед сайтом?

  1. Спустя месяц удаленки запущен сервис https://udoba.org на базе ограниченного функционала Библиотеки ELiS (время на развертывание: 5 дней, из них программирования: 2 дня).
  2. Сервис позволяет учителям, преподавателям и репетиторам бесплатно создавать в веб-конструкторе образовательных ресурсов H5P интерактивные задания, интерактивные учебники и презентации, насыщенные заданиями (более 50 типов заданий): 2.1) Ценность, которую несет сервис учителям и преподавателям: они могут создавать личную библиотеку с интерактивными заданиями и презентациями для использования на занятиях и дома, чтобы обучение проходило для учащихся интересней и эффективней (есть исследования роста учебной мотивации при обучении с использованием интерактива, а низкая учебная мотивация является причиной плохой успеваемости). 2.2) Дополнительно запущен сервис проверки фото домашних заданий с простой отправкой на проверку и графическими комментариями. 2.3) Добавлена поддержка создания банка заданий и проведении А/Б-тестов с ресурсами.
  3. Сервис схож с LearningApps: преподаватели могут создавать личные библиотеки ресурсов с навигацией и создавать в конструкторе свой контент. Лояльные преподаватели начинают использовать сервис на многих уроках и возвращаются к использованию уже созданных ресурсов спустя год на повторных учебных потоках, таким образом создавая свое портфолио и приводя трафик на сервис. По мере все большего создания ресурсов сервис для лояльных преподавателей начинает играть важную роль в работе.
  4. Сервис обладает встроенной учебной аналитикой и отображает не просто сколько баллов набрали ученики в заданиях, но и как отвечали на конкретное задание (временная шкала событий), то есть можно как-бы заглянуть из-за плеча как решались задания и там где в задании проблемы (бывает, что в заданиях ошибаются, некорректно формулируют вопросы, они слишком простые или слишком сложные, а может слишком скучные) учебная аналитика подсказывает в каком задании проблема и таким образом преподаватель может как собирать результаты, так и улучшать свои ресурсы.

Все это должно помочь сделать сервис полезным. С точки зрения бизнеса:

5. Размещен баннер на покупку Библиотеки ELiS.

6. На странице о сервисе рассказывается о дополнительных возможностях ELiS по сравнению с УДОБА.

Укажите, пожалуйста, показатели, подтверждающие достижение поставленных перед сайтом целей

  1. На старте сайт попал (см. https://elibsystem.ru/node/391) в федеральные СМИ (ТАСС + перепубликации), снят сюжет на региональном ТВ, оформлен в виде новости на сайте Минобрнауки;
  2. В учебные дни 100-200 новых созданных ресурсов в день;
  3. В учебные дни 2-4 тыс. визитов (однако днем при показе на доске в классе одно посещение = 20 пар глаз учащихся, поэтому охват можно оценить около 20 тыс. человек в день).
  4. Сайт входит в 4 учебных курсов Академии Минпросвещения, по которым готовят учителей со всей страны использованию цифровых технологий в обучении.
  5. 1% зарегистрированных пользователей создают не менее 4 новых ресурсов в месяц (лояльная аудитория).
  6. За 2 года создано 27 тыс. учебных ресурсов.
  7. 14 тыс. зарегистрированных пользователей (учащимся для решения заданий регистрироваться не обязательно, в основном регистрируются для создания ресурсов).
  8. Рост посещений в 2 раза каждый год.
  9. Один переход в день с УДОБА на сайт лэндинга ELiS со средним временем на лэндинге 1 мин.

Расскажите про самую сложную задачу на проекте и как она была решена. Поспособствовал ли решению непосредственно Drupal?

Наиболее сложной задачей было бы создание хорошего конструктора образовательных ресурсов (десятки человеколет разработки), но её решать не пришлось так как конструктор H5P уже есть в виде модуля к Drupal.

Почему вы построили сайт на базе Drupal? Какое качество этой CMS максимально проявляет себя на проекте?

УДОБА - это просто установка ELiS. Поэтому расскажу почему ELiS использует Drupal: при выборе между CMS или фреймворком надо учесть, что фреймворк удобней разработчику при подготовке единичного проекта, а CMS пользователю (за счет готовых бесплатных модулей и расширений функционала без программирования в будущем). Так как ELiS делалась для пользователей универсальной электронной библиотекой, важно было дать возможность настраивать её под конкретные внедрения и CMS здесь удобней и мне (как разработчику) и пользователям (которые меньше зависят от создателя ПО). Из популярных CMS (WordPress, Joomla!, Drupal), Drupal вне конкуренции с точки зрения внутренней архитектуры и возможностей одних модулей расширять и изменять поведение других, что было важно в проекте библиотеки (можно сторонние типы нод добавлять в каталог, поиск и т.д.). Со времени старта разработки ELiS (2014 год) еще на Drupal6 о выборе Drupal не пожалел.

Если можете, расскажите о технологическом стеке вашего сайта

Drupal7, PHP-FPM 7.4, Nginx, PostgreSQL12, React (плееры ресурсов и отображение цифровых следов), Manticore с собственным поисковым модулем, Oracle Linux 8, распространение обновлений через приватный репозитарий RPM с сервисом лицензирования, drush, Proxmox, LXC. Из модулей Drupal: H5P, H5P Editor, reCAPTCHA, Antibot, APCu, Menu icons, Field Group, SMTP, PHP Filter и 26 модулей из состава ELiS. В качестве темы создана подтема Bootstrap.

Как сайт продвигает себя и привлекает правильную аудиторию?

После запуска проекта и продвижения через профильные группы в соцсетях, продвижение в основном через сарафанное радио и иногда через профильные конференции. По факту пользователи сами продвигают его (например включая в курсы для подготовки учителей). Также сайт оптимизирован для попадания в поисковики. Так как пользователи оставляют ссылки на свои работы на сервисе (с помощью кода встраивания) на личных сайтах, накапливается входящая ссылочная масса. ИКС в Яндексе: 350.

Почему вы решили участвовать в конкурсе?

При победе - польза для портфолио, ЧСВ и немного продвижения. Эксперты могут дать полезную обратную связь.